В соответствии с законодательством сегодня многочисленные поставщики информации вносят огромный объём сведений в систему. При их неразмещении или неполноте заполнения ГИС ЖКХ ответственность за это устанавливается по ст. ст. 13.19.1, 13.19.2 КоАП РФ. На примерах из судебной практики рассказываем, как избежать штрафа за ГИС ЖКХ.
Вносите всю необходимую информацию, чтобы избежать ответственности за ГИС ЖКХ
Штрафы за неразмещение информации в ГИС ЖКХ введены Федеральным законом от 21.07.2014 № 263-ФЗ, в том числе в отношении управляющих организаций, товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов. Поставщики сведений, не размещающие информацию в системе или делающие это не в полном объёме, указанном в № 209-ФЗ и приказе № 74/114/пр*, привлекаются к ответственности по специальным статьям КоАП РФ – 13.19.1 и 13.19.2.
Как показывает практика, в сфере ЖКХ суды назначают виновным в подобных правонарушениях штрафы именно по ст. 13.19.2 КоАП РФ. Статья 13.19.1 КоАП РФ, предусматривающая наказание за нарушение порядка размещения информации в системе, к УО, ТСЖ и ЖК не применяется. Их наказывают по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ.
Делают это органы Госжилнадзора и прокуратура после проверок, в том числе по обращениям граждан с жалобами. На сайтах жилинспекций можно найти множество примеров таких проверок и привлечения УО/ТСЖ к административной ответственности за ГИС ЖКХ. Например, такой:
Новости о привлечении УО или ТСЖ к ответственности за неразмещение в ГИС ЖКХ на регулярной основе публикуют и некоторые информационные агентства и ленты новостей в интернете:
О важности размещения в системе всех обязательных сведений и последствиях нарушения этих требований согласно ст. 13.19.2 КоАП РФ напоминают управляющими организациями, ТСЖ и ЖК и сами органы ГЖН:
Статья 13.19.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за неразмещение информации в ГИС ЖКХ, а также за неполноту внесённых сведений или их недостоверность. УО, товарищества собственников и кооперативы наказывают за такие нарушения по ч. 2 ст. 13.19.2 указанного Кодекса, которая предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа для должностных лиц от 5 до 10 тыс. рублей. При этом ответственность кооперативов и ТСЖ за ГИС ЖКХ такая же, как и у организаций, ведущих предпринимательскую деятельность по управлению домами.
Судебная практика по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ в отношении организаций, управляющих многоквартирными домами, обширна. На примере нескольких дел посмотрим, как УО, ТСЖ и жилищным кооперативам избежать административной ответственности, не получить штрафы за ГИС ЖКХ или заменить наказание на предупреждение.
*С 1 сентября 2024 года – приказ № 79/пр
Как прокуратура наказывает УО за неразмещение сведений в ГИС ЖКХ331170
Следите за изменениями законодательства по ГИС ЖКХ для отмены административной ответственности
Первый блок дел выделяется на фоне остальных тем, что относится к одному временному периоду: когда в конце 2017 года были внесены изменения в ч. 1 ст. 13.19.2 КоАП РФ. Органы ГЖН привлекали управляющие организации к ответственности по указанной статье до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2017 № 437-ФЗ, который уточнил, что по ч. 1 наказать можно только администраторов ОСС.
Таким образом оспорить штрафы смогли управляющие организации, например, в делах № А12-46044/2017 и № А12-46045/2017, доказав, что их не могут привлечь к ответственности по указанной в документе органа ГЖН статье. Эти примеры из судебной практики показывают, насколько важно УО и товариществам собственников следить за изменениями законодательства в сфере ЖКХ.
Обращайте внимание на сроки давности привлечения к административной ответственности по ст. 13.19.2 КоАП РФ
Вторая группа дел – отмена штрафов за неразмещение информации в ГИС ЖКХ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Такой повод избежать штрафа часто используется в делах об оспаривании наказаний по статьям КоАП РФ.
По ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ постановление в отношении УО, ТСЖ и кооператива не может быть вынесено судьёй по истечении трёх месяцев со дня совершения ими административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Этим регулярно пользуются поставщики информации для ГИС ЖКХ в сфере управления многоквартирными домами.
В деле № 12-415/2019 УО в апелляционном суде доказала, что производство по её делу необходимо прекратить, поскольку с момента проверки надзорного органа и составления протокола об административном правонарушении прошло больше трёх месяцев.
Таким же образом при неполном заполнении ГИС ЖКХ ответственности по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ избежали управляющие организации, выступавшие стороной в делах № 12-97/2019 и № 4А-237/2019.
Как УО проверить полноту раскрытия информации в ГИС ЖКХ234323
Докажите в суде нарушения в процедуре составления документов и рассмотрения административного дела
Оспорить в суде штрафы за неразмещение сведений в ГИС ЖКХ можно, указав суду на нарушения в процедуре составления протокола надзорным ведомством и подготовки/проведения судебного заседания по привлечению УО/ТСЖ к ответственности.
Так, в деле А65-31236/2017 управляющая организация доказала, что протокол об административном правонарушении и постановление по делу ГЖИ составила в отсутствие представителя компании и без надлежащего извещения её о дате и времени подписания документов. При этом расследование ведомство провело с превышением установленных сроков и не продлило их. Судья принял во внимание все эти нарушения, допущенные органом ГЖН, и признал незаконным привлечение УО к административной ответственности.
В деле № 12-60/2019 ТСЖ не было вовремя и надлежащим образом извещено о заседании суда по делу, а срок привлечения товарищества к ответственности за неразмещение информации в ГИС ЖКХ истёк. Суд отменил решение мирового судьи в отношении ТСЖ и снял с него наказание, назначенное по ст. 13.19.2 КоАП РФ. Нарушение процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении помогло УО из Казани избежать штрафа за неполное заполнение ГИС ЖКХ в деле № А65-31236/2017.
Апеллируйте при защите в суде к малозначительности нарушения и смягчающим вину обстоятельствам
В судебной практике по ст. 13.19.2 КоАП РФ есть ряд дел, в которых УО и ТСЖ всё-таки не смогли оспорить привлечение к административной ответственности за незаполнение системы, однако им удалось снизить сумму штрафа за ГИС ЖКХ или заменить штраф на предупреждение ввиду:
- наличия смягчающих вину обстоятельств,
- малозначительности нарушения.
В деле № А35-10256/2017 управляющей организации был назначен штраф в 30 тыс. рублей за неполноту внесённой в систему информации. Компания подала иск в суд, который указал на то, что УО является микропредприятием и в отношении её могут быть применены положения ст. 4.1.1 КоАП РФ. Вместо штрафа УО получила только предупреждение.
УО из Приморского края смогла избежать штрафа за ГИС ЖКХ, поскольку суд отменил постановление о привлечении её к административной ответственности, признав совершённое нарушение малозначительным (дело № А51-24170/2017).
Должностное лицо ТСЖ из Уфы смогло оспорить назначение ему штрафа по ст. 13.19.2 КоАП РФ, доказав, что в период совершения правонарушения был на больничном. Суд учёл этот факт, посчитав такие обстоятельства смягчающими, и заменил штраф на предупреждение (дело № 12-222/2019).
Смягчающее вину УО обстоятельство нашёл судья в деле № 12-94/2019: нарушение при размещении информации в системе было совершено впервые. Руководитель УО также вместо штрафа получил предупреждение.
Нужно ли УО размещать в ГИС ЖКХ промежуточную финансовую отчётность221543
Докажите, что при заполнении ГИС ЖКХ предприняли все меры по выполнению требований законодательства
В судебной практике по привлечению к административной ответственности за неразмещение сведений в ГИС ЖКХ есть, конечно, и отрицательные для УО, ТСЖ и кооперативов решения: когда поставщики информации вообще не были зарегистрированы в системе и управляли домами, когда в деле не было никаких смягчающих обстоятельств и нарушений со стороны надзорных органов и судебных инстанций.
В такой ситуации УО пытаются доказать, что неразмещение информации в системе произошло не по их вине: например, что это была ошибка или обновление самой ГИС ЖКХ, отсутствовала возможность внести данные. Как правило, суды в такой ситуации не принимают сторону поставщика сведений и утверждают наказание в виде штрафа. Также не удаётся управляющим организациям и ТСЖ доказать, что они предприняли все возможные действия для выполнения требований законодательства по ГИС ЖКХ.
В деле № А23-9153/2017 УО настаивала на том, что при проверке органом ГЖН в системе отсутствовала вся информация из-за технического сбоя в работе ГИС ЖКХ. Суд же не посчитал это оправданием, посчитав, что компания должна была заранее позаботиться о внесении необходимых данных в систему, а не тянуть до последнего дня срока, установленного для этого. Риск бездействия, как указал суд, лежит на самой УО.
В деле № 12-44/2019 управляющая организация приложила к доказательствам по делу всю свою переписку с технической поддержкой системы, настаивая на том, что сделала всё, чтобы необходимая информация была внесена в ГИС ЖКХ. Но суд, внимательно прочитав письма, отметил, что УО виновата в нарушении, поскольку техподдержка для решения проблемы просила компанию прислать им пакет документов, а та не выполнила этого в срок. Следовательно, УО не сделала всё от неё зависящее, чтобы исправить ситуацию.
Соблюдайте сроки внесения информации в ГИС ЖКХ
Нередко управляющие организации, ТСЖ и кооперативы привлекаются к административной ответственности за ГИС ЖКХ за пропуск установленных законом сроков по внесению в систему информации о новом договоре управления и его расторжении. Так, в деле № А40-173087/17 компания была наказана за пропуск срока в три рабочих дня, за которые она была обязана разместить ГИС ЖКХ сведения о расторжении ДУ.
Верховный суд РФ в постановлении от 02.07.2019 по делу № 16-АД19-4 подтвердил правоту предыдущих инстанций, которые утвердили вину руководителя управляющей организации в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ. УО не разместила договор управления многоквартирным домом в системе в течение пяти рабочих дней со дня его заключения, за что и был наказан её директор.
Доверьте размещение информации в ГИС ЖКХ профессионалам
Резюмируя приведённые выше примеры из судебной практике, можно сделать вывод, что при оспаривании наказания по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ управляющие организации, ТСЖ и кооперативы могут апеллировать к:
- Изменениям законодательства в пользу УО.
- Истечению срока привлечения к административной ответственности.
- Нарушениям, допущенным надзорными органами или судами при составлении протокола, постановления, извещения о судебном заседании.
- Малозначительности правонарушения или наличию смягчающих обстоятельств.
- Доказательствам, что УО предприняла всё, что от неё зависело, чтобы выполнить требования по размещению информации в ГИС ЖКХ, но по независящим от неё причинам ей это не удалось.
Но самый простой и при этом сложный способ избежать штрафов за ГИС ЖКХ – полностью и в установленные сроки вносить информацию в систему. Эта работа требует знаний и времени от ответственного сотрудника, постоянной борьбы с несовершенством самой ГИС ЖКХ.
Мы готовы делать всю эту работу, освобождая вам время для выполнения прямых обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества собственников и развития компании. Обратитесь к нам, и наши специалисты возьмут все заботы, связанные с ГИС ЖКХ, на себя. При оплате услуги в январе вы получите в подарок Клубную карту РосКвартала.
Чтобы узнать подробности, обратитесь к нам по телефону: 8 (812) 425-37-75 или заполните форму ниже. Наши специалисты вам перезвонят.