В новостройках Москвы, Московской области и других регионов сегодня устанавливаются автоматизированные системы учёта энергоресурсов. Они позволяют одновременно собирать показания со всех ИПУ в доме. Но, как показывает практика, не везде ею пользуются: слишком много проблем. Узнайте, почему АСКУЭ даёт сбои и как с ними справиться.
УО и жители отказываются от АСКУЭ из-за проблем в эксплуатации и незнания, как с ними справиться
Автоматизированные системы учёта тепло- и электроэнергии, воды часто называют сокращённо – АСКУЭ, АСКУЭВиТ, АСКУВТ, АИИСКУЭ (далее – АСКУЭ). Они позволяют одновременно, буквально в два клика мыши, собрать показания со всех приборов учёта, установленных в МКД.
Но часто управляющие организации, ТСЖ да и сами собственники не используют возможности умного оборудования, не понимая его плюсов или замечая только минусы. А минусы, как отмечают специалисты, могут возникать из-за ошибок в эксплуатации.
Как избежать таких ситуаций и решать проблемы, возникающие при использовании АСКУЭ и других подобных систем, рассказали сотрудники компании «Интеллект Обслуживание»:
- генеральный директор Павел Винокуров,
- его заместитель Алексей Цыганков,
- главный инженер Павел Гиленок,
- специалист техподдержки Владимир Нестеренко.
Они уже 10 лет работают с АСКУЭ и знают всё об эксплуатации, об особенностях технической поддержки и сопровождения таких систем.
Специалисты компании «Интеллект Обслуживание» Алексей Цыганков, Павел Гиленок и Владимир Нестеренко (слева направо)
Взыскание с УО долгов жителей за установку ОДПУ: закон и практика67070
Нарушены этапы приёмки АСКУЭ в эксплуатацию, её сопровождения и своевременной модернизации
– Чем занимается ваша компания?
Павел В.: Мы обслуживаем автоматизированные системы учёта. Эта работа состоит из нескольких этапов:
- Подготовка к эксплуатации.
Мы вместе с УО участвуем в приёмке системы от Застройщика.
- Сопровождение.
На этом этапе происходит устранение аварий, внесение различных изменений в систему. Также мы проводим:
- плановую модернизацию – обновление программного обеспечения, прошивок, добавление новых счётчиков, замену устаревшего оборудования;
- еженедельные проверки работы АСКУЭ и сбор ежемесячной аналитики данных, чтобы избежать некорректных показаний и жалоб жителей.
Конечно, не всегда мы начинаем работу с АСКУЭ в доме в момент сдачи её в эксплуатацию. Случается, что к нам обращается УО или ТСЖ, когда системе уже несколько лет, она вышла из строя или функционирует с перебоями. Тогда наши специалисты работают над её постепенным восстановлением и модернизацией. Например, составляют график и ежемесячно, частями, приводят оборудование в надлежащее состояние.
Как рассчитывается долг УО при срыве пломбы на ОДПУ водоснабжения242540
АСКУЭ, принятая от застройщика, не работает или установлена с нарушениями
– Что включает в себя подготовка умной системы учёта к эксплуатации?
Алексей: Приёмка АСКУЭ от застройщика состоит из нескольких шагов:
- Сначала проверяем исполнительную документацию, чтобы она была правильно оформлена. В ней должны быть указаны все настройки системы, необходимые, в том числе, для восстановления её работы в случае аварии.
- Затем контролируем соответствие таких документов факту: например, места, где проходят кабели или установлено оборудование, должны быть теми, что указаны в исполнительной документации.
Мы сталкивались с ситуациями, когда подрядчик в компьютер оператора поставил обычную флешку за тысячу рублей вместо жёсткого диска за 15 тысяч рублей. Или дорогостоящее программное обеспечение заменил на бесплатное.
- Следующий шаг – проверка правильности подключения индивидуальных приборов учёта в местах установки: в квартирах или, что чаще встречается, в местах общего пользования МКД.
Счётчики могут оказаться перепутанными между квартирами и даже между ресурсами, например, ХВС и ГВС. Приборы должны быть правильно установлены и подключены. Наши специалисты проверяют работу системы, делают тестовые проливы. Также часто встречается, что подрядчик забывает добавить в систему данные об ИПУ арендных помещений.
- В конце приёмки мы помогаем адаптировать программную часть под заказчиков – УО, ТСЖ, исполнителя услуг или собственников.
Например, если компании нужно получать определённый отчёт по данным ИПУ: чтобы в нём отражались температура подачи и обратки тепловой энергии, чтобы система снимала показания каждый день или час. Или бухгалтеру для удобства загрузки в 1С требуется, чтобы показания выводились в строчку, а не в столбец.
Можно ли вести расчёты по данным ПУ без акта его ввода в эксплуатацию343500
Система повреждена из-за ремонта, залива или некорректной замены ИПУ сторонней компанией
– Почему АСКУЭ может потребоваться ремонт?
Павел Г.: Устранять поломки в таком оборудовании чаще всего приходится в ситуации, когда систему приняли в нерабочем состоянии или же она функционирует неправильно. Причины могут быть разные:
- перепутанные ИПУ,
- изначально сломанные приборы учёта,
- некорректные показания счётчиков, в том числе нулевые, хотя расход ресурса установлен.
Если же при приёмке с АСКУЭ всё было хорошо, но при эксплуатации происходит обрыв кабелей, например, при текущем ремонте в квартире или в подъезде, при установке интернет-оборудования, домофона и другого оборудования.
Рабочие, делая ремонт в квартирах, неправильно подключают или отключают линии связи с приборами учёта. Это может привести к короткому замыканию. Также счётчики страдают при заливах: причём они выходят из строя не сразу, а где-то через месяц после инцидента, когда контакты полностью окисляются.
Случается, что собственник меняет свой ИПУ, но не подключает его к системе. И, конечно, проблемы в работе оборудования появляются из-за действий сторонних компаний, которые обновляют ИПУ с нарушениями.
– Как УО бороться с такими ситуациями, например, снизить количество поломок при замене счётчиков?
Павел Г.: Во-первых, следует разъяснять жителям МКД, что для корректной работы АСКУЭ при замене счётчика необходимо установить такой же прибор, как был, подключить его к системе и проверить работу.
Также УО следует оговорить с сотрудниками, выполняющими замену ИПУ, проверку всех подключений и установку прибора той же марки, что и ранее. Следует доверить эти работы проверенным специалистам.
Например, наша компания с прошлого года предлагает управляющим организациям агентские договоры по замене ИПУ. Это позволяет УО избежать проблем, связанных с действиями сторонних компаний, а также частично окупить стоимость сопровождения АСКУЭ за счёт агентского вознаграждения.
Мы ставим тот прибор, что соответствует требованиям системы, сразу подключаем его и проверяем, работает ли он в АСКУЭ. Как показала практика, для УО это обходится дешевле и быстрее, чем искать стороннего подрядчика и затем проверять качество его работы.
Произошёл сбой в компьютерном оборудовании или операционной системе
– С какими ещё проблемами может столкнуться УО, если в доме есть автоматизированная система учёта коммунальных ресурсов?
Павел Г.: Есть проблемы, не связанные с технической стороной вопроса и приборами учёта. Например, АСКУЭ использует компьютер для вывода информации. Он обычно стоит в диспетчерской УО. Поэтому сбои в оборудовании возникают из-за обновления операционной системы или выхода из строя вентилятора системного блока, сетевой карты и других элементов ПК.
Для устранения в АСКУЭ неполадок разного вида при необходимости выезжают несколько инженеров: один разбирается в линиях и кабелях, другой – в специфике оборудования и программ АСКУЭ, ещё один – ИТ-специалист. Он и компьютер починит, и с Windows разберётся, и локальную сеть настроит.
Некорректно снимаются показания и не проводится проверка отчётов АСКУЭ
– Как строится повседневная работа по техническому обслуживанию системы? Что в неё входит?
Владимир: Ответственные за это направление специалисты выполняют большой объём повседневных задач:
- Еженедельная проверка системы. Мы удалённо подключаемся и проверяем, что всё функционирует корректно.
- Работа с обращениями жителей МКД. Например, если ИПУ перестал передавать показания, наш инженер выезжает для выявления и устранения неисправности.
- Снятие отчётов АСКУЭ с показаниями в назначенный день месяца. Затем проверка таких отчётов на ошибки по установленным критериям в зависимости от типа системы. К критериям относятся, в частности, отрицательный расход за период, объём ГВС, превышающий ХВС, нулевое потребление воды и так далее. Эти действия исключают большинство жалоб жителей на некорректные показания.
- Перевод полученных показаний в разные формы для ресурсоснабжающих организаций или бухгалтерии УО.
Также после проверки отчёта на ошибки мы загружаем данные напрямую в личные кабинеты поставщиков коммунальных ресурсов.
Отсутствие в штате УО специалистов, разбирающихся в АСКУЭ
– Почему управляющие организации обращаются к вам? Разве они не могут сделать это сами?
Павел В.: Чтобы собирать показания ИПУ воды, тепла и электроэнергии с помощью АСКУЭ и получать корректные результаты, этой системой надо заниматься, в том числе правильно принимать оборудование от застройщика. Затем регулярно обслуживать, модернизировать, своевременно ремонтировать систему.
Не в каждой УО, тем более в ТСЖ, есть специалисты с соответствующими знаниями об автоматизированных системах учёта. Мы же за 10 лет работы сталкивались практически со всеми типами таких систем, производителями, счётчиками.
У нас сформированы свои чек-листы по каждой АСКУЭ из 30-50 пунктов, что позволяет перед приёмкой оборудования досконально проверить её работоспособность и соответствие заявленным застройщиком характеристикам.
Если вы УО, ТСЖ или ТСН, работающее в Москве и Подмосковье и вам нужна помощь в сопровождении, восстановлении АСКУЭ или требуется консультация, заполните заявку или напишите нам на ros_int@mail.ru.
На правах рекламы