За обращение с ТКО в регионах отвечают единые операторы, но УО и ТСЖ сохранили за собой ряд обязанностей, которые касаются обращения с отходами, и не только твёрдыми коммунальными. Рассказываем о том, как ужесточилось законодательство в части нарушений требований в области обращения с отходами.
Можно ли размещать шины во дворах МКД и кто отвечает за их вывоз14192321
Обязанности УО в области обращения с отходами
Согласно жилищному законодательству, управляющая домом организация отвечает за создание на оформленной придомовой территории контейнерных площадок для сбора твёрдых коммунальных отходов и за надлежащее содержание таких мест (ПП РФ № 1039). Также УО организует очистку урн у подъездов, надлежащее содержание мусоропроводов внутри МКД, уборку территорию от мусора и смёта.
Помимо перечисленных обязанностей, которые касаются только ТКО, управляющие организации обязаны организовать в многоквартирных домах места для сбора и хранения опасных отходов, например, отработанных ртутных, кварцевых и люминесцентных ламп. Также УО отвечает за их вывоз на утилизацию. Эта обязанность прописана в пп. «д(1)» п. 11 ПП РФ № 491, п. 26 ПП РФ № 290.
К опасным отходам, которые жители домов нередко размещают на придомовой территории, относятся и отработанные автомобильные шины. Регоператор по обращению с ТКО не обязан их вывозить в рамках муниципального тарифа на услугу. За вывоз их с оформленного участка МКД несёт ответственность управляющая организация.
За неисполнение своих обязанностей по обращению с отходами УО нередко привлекаются к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Вот несколько примеров, о которых мы писали:
- Суд обязал УО организовать в МКД место для сбора ртутных ламп.
- Прокуратура Воркуты запретила УО хранить ртутные лампы в подвале.
- Суд в Костроме постановил демонтировать 63 вкопанных во дворе шины и отправить на утилизацию.
Кто должен вывозить отходы после субботника: мнения и опыт236585
Ответственность за нарушения в области обращения с отходами
До июня 2019 года ст. 8.2 КоАП РФ была единственной, по которой привлекались к ответственности лица, нарушившие требования законодательства в области обращения с отходами, в том числе управляющие организации.
Она включала в себя составы правонарушений в области обращения со всеми опасными отходами и веществами, в том числе разрушающими озоновый слой. Составы таких нарушений были сформулированы обобщённо, без конкретизации.
Но в июне 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ, который детализировал ст. 8.2 КоАП РФ, дополнив частями по видам деятельности в области обращения с отходами. № 141-ФЗ также ввёл в КоАП РФ новые статьи со специальными составами правонарушений при обращении с опасными веществами и отходами, значительно увеличив штрафы за них.
Размер штрафа за то или иное нарушение теперь различен для разных ситуаций, среди них:
- первичные правонарушения;
- правонарушения, совершённые повторно в течение года;
- действия/бездействие, причинившие вред здоровью людей или окружающей среде, ставшие причиной эпидемии.
Предлагаем вам обзор новых частей и статьи КоАП РФ по правонарушениям в сфере обращения с отходами, которые так или иначе могут коснуться управляющих организаций.
Наказание за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований
Одна из новых статей, введённых в Кодекс об административных правонарушениях № 141-ФЗ – статья 6.35. По ней нарушителей привлекут к ответственности за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. Дела о подобных правонарушениях рассматривают органы санитарно-эпидемиологического надзора.
Ответственность по ст. 6.35 КоАП РФ могут понести управляющие организации и товарищества собственников жилья, которые ответственны за содержание контейнерных площадок, региональные операторы и специализированные организации, осуществляющие транспортировку ТКО и их размещение на полигонах.
Привлекут к ответственности по указанной статье и простых граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые накапливают производственные отходы и отходы потребления. То есть складируют отходы более чем на одиннадцать месяцев для их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
За такие действия, как выбрасывание твёрдых коммунальных отходов мимо контейнера, приёмника мусоропровода или оставление их возле мусороприёмной камеры МКД, жители домов также понесут административную ответственность по ст. 6.35 КоАП РФ.
Новая статья 6.35 КоАП РФ состоит из 12 частей, каждая из которых предусматривает ответственность за разные степени тяжести правонарушения. Административные наказания самые разные: от штрафа до приостановления деятельности до 90 суток.
Минимальная сумма административного штрафа для юридических лиц по данной статье – 250 000 рублей, максимальная – 1 миллион рублей.
Кто отвечает за вывоз крупногабаритного и строительного мусора2461268
Штрафы за неправильное обращение с ТКО и повторные нарушения
В статье 8.2 КоАП РФ появилось двенадцать частей, некоторые из них напрямую касаются управляющих организаций. Обновлённая статья предусматривает увеличение размеров штрафов за повторное совершение нарушений и причинение вреда здоровью людей или окружающей среде.
За несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании (но не размещении) отходов управляющую организацию могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Все перечисленные выше действия не касаются отходов животноводства.
Все противоправные действия лиц, в результате деятельности которых образуются отходы, будут квалифицироваться по статье 8.2 КоАП РФ, в том числе:
- уклонение от заключения с регоператором договора на оказание услуг по обращению ТКО;
- выброс вместе с ТКО ртутьсодержащего оборудования, элементов питания, электронного оборудования и других опасных отходов.
Вот какие административные штрафы грозят должностным и юридическим лицам за нарушения по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ:
- от 10 000 до 30 000 рублей – на должностных лиц;
- от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток – на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 срок – на юридических лиц.
В части 2 указанной статьи описана административная ответственность, которая наступит за повторное совершение правонарушения в течение года. Для юридических лиц это штраф от 250 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.
Часть 4 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает отдельное наказание за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления. Административный штраф для юридических лиц составляет от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.
Часть 9 статьи 8.2 КоАП РФ применяется по отношению к отходам, которые образуются в результате деятельности управляющей организации как юридического лица.
Ответственность по этой части наступает за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I–V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов:
- от 20 000 до 40 000 рублей – на должностных лиц;
- от 40 000 до 60 000 рублей – на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- от 250 000 до 350 000 – на юридических лиц.
На заметку
Ответственность для управляющих организаций за несоблюдение законодательства по обращению с отходами немаленькая. Чтобы не получить административный штраф и не заработать приостановление деятельности организации, советуем придерживаться следующих правил:
- Организуйте сбор и передачу на утилизацию опасных отходов.
Механизм утилизации ртутьсодержащих ламп прописан в СанПиН 2.1.7.1322-03 и в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Экологи рекомендуют управляющим организациям, собирающим опасные отходы у населения, помещать ртутные лампы в коробки. Лучше всего, если это будут те же самые коробки, в которых лампы продавались.
Храните коробки в отдельном помещении и по мере накопления вывозите их в пункты приёма опасных отходов города для последующей нейтрализации и переработки.
- Изготовьте паспорт опасных отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности УО.
В результате хозяйственной деятельности управляющей организации образуются различные отходы, в том числе и офисные. По факту образования таких отходов и отнесения их к категории отходов I–IV класса опасности, паспорт отходов изготавливает управляющая организация.
- Следите за состоянием придомовой территории.
Своевременно убирайте придомовую территорию, проводите беседы с жителями домов, пресекайте образование несанкционированных свалок. Делайте двор комфортным.